Поиск на сайте | RSS новости | Сделать стартовой | Добавить в закладки | MAGAZIN`S ENGLISH VERSION
Главная О журнале "СТРОИТЕЛЬСТВО" В лицах Фотохроника Реклама Карта сайта
Редакция "Строительства"
События
Строительная политика
Новости компаний
Новости законодательства
Инвестиционные проекты
Техническое регулирование
Журнал
"Строительство"  №4, 2009 
Экономический кризис
Олимпиада в Сочи 2014
СРО в строительстве
Национальный проект
Развитие регионов
      --  Тульская область
Инвестиционные проекты
Инвестиционные площадки
Международные связи
Международные выставки
Архитектура
Инженерные системы
Стройматериалы
Документы
Законодательство
Техническое регулирование
Проектные решения
Аналитика
Наши расследования
Криминальная хроника
Справочная информация
Хватит получать законы постфактум!

Журнал "Строительство", № 12, 2008

«Одна из основных проблем реформы технического регулирования — то, что российские предприятия практически не участвуют в процессе обсуждения проектов важнейших правовых и нормативно-технических документов», — считает руководитель Российской сети ЦНТД «Техэксперт» Сергей ТИХОМИРОВ, возглавивший созданный в октябре Комитет СПбТПП по техническому регулированию и стандартизации

«Основная задача Комитета — поднять в Петербурге эту важную для экономики страны и региона тему, — говорит Сергей Тихомиров. — Мне кажется, что вопросам технического регулирования у нас в городе уделяется слишком мало внимания».

Тем временем, по словам С. Тихомирова, в России накоплен значительный опыт по эффективному взаимодействию бизнеса и власти в области технического регулирования. Во многом благодаря активности представителей реального сектора экономики были внесены важнейшие поправки в ФЗ «О техническом регулировании». Сегодня законодатели все чаще прислушиваются к мнению производителей той или иной продукции при разработке и согласовании технических регламентов и национальных стандартов. Наиболее ярким примером такого сотрудничества является взаимодействие РСПП и МЧС по доработке регламента «Общие требования пожарной безопасности». Активное участие крупнейших предприятий в обсуждении регламента и внимание разработчиков к их мнению позволили избежать многих негативных последствий от принятия регламента.

— Сейчас ведь определяется техническая и технологическая политика государства на многие годы вперед. Стоять в стороне от этих процессов, на мой взгляд, не правильно. Поэтому наша задача здесь, в Санкт-Петербурге, — организовать публичную площадку для обсуждения проблем технического регулирования. Интересы предприятий и организаций должны быть учтены в окончательных вариантах технических регламентов. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы: высокий интеллектуальный потенциал петербургских специалистов и контакты в РСПП, ТПП РФ, Федеральном Собрании РФ, Администрации Президента РФ, Ростехрегулировании и других органах власти.

— Какие проблемы будут обсуждаться в Комитете в ближайшее время?

— В повестке дня на ближайшее время — обсуждение технических регламентов, федеральных законов и национальных стандартов, находящихся на последних этапах разработки. В частности, в ближайшее время пройдут дискуссии по проектам Закона «О стандартизации», техрегламентов «О безопасности строительных материалов» и «О безопасности зданий и сооружений».

Если не главной, то уж точно одной из ключевых для реформы технического регулирования является проблема участия региональных экспертов в обсуждении таких основополагающих документов, как Закон «О стандартизации» и техрегламенты. Сейчас предприятия получают документы постфактум, когда уже нельзя внести поправки и остается только негодовать по поводу того, что тот или иной документ принят именно в такой редакции. Вспомните хотя бы реакцию специалистов на первую редакцию Закона «О техническом регулировании». Ведь до мая прошлого года, когда именно благодаря усилиям бизнеса в него были внесены важнейшие поправки, он фактически не работал.

— Но ведь только участием экспертов в обсуждении законопроектов и дискуссиями всех проблем не решить?

— Безусловно. Это же сложнейший процесс. Прежняя система ведь вырабатывалась тоже не за один год. На это потребовались десятилетия. В результате, и это общепризнанный во всем мире факт, выработанная в Советском Союзе система технического регулирования и стандартизации была самой эффективной из существовавших в то время. Но все это потеряно. Более того, в современных условиях прежняя система, наверняка, уже не дала бы тех результатов.

Сейчас необходимо создавать новые механизмы и технологии по разработке документов, по их обсуждению в кругу экспертов и донесению итоговых решений до каждого специалиста в любом уголке России. Кстати, последнему вопросу сегодня, на мой взгляд, уделяется также незаслуженно мало внимания.

Своевременное обеспечение специалистов информацией об изменениях в законодательстве — это реальная проблема. Сейчас ведь полностью меняется все техническое законодательство, и от того, насколько оперативно тот же проектировщик узнает об изменениях в документах, на основе которых он принимает решения, зависит и скорость его работ, и качество, и, безусловно, безопасность продукции.

Мы в Российской сети ЦНТД «Техэксперт» не раз с этим сталкивались. Специалисты, работающие с нами, часто рассказывают истории о том, как у них возникали ситуации, когда во время проверок оказывалось, что документы, с которыми они работали, уже давно утратили силу. Или вот такой случай: на стройку приходит инспектор пожнадзора и выписывает штраф за несоблюдение требований ГОСТа при проектировании пожарного шкафа. Впоследствии оказалось, что на устаревшую версию документа опирался уже сотрудник надзорного органа.

Это ведь реальная проблема: власть и бизнес работали в разном правовом поле и соответственно говорили на разных языках. А страдал при этом потребитель.

— Но как говорится: если есть проблема — есть и ее решение?

— Да, и искать мы его начали более 10 лет назад. Тогда мы, консорциум «Кодекс», уже были одним из лидеров на рынке правовой информации. Мы уже более 7 лет успешно информировали россиян обо всех изменениях в законодательстве и решили попробовать применить выработанный механизм к распространению нормативно-технической информации. Первым нашим продуктом в этом направлении была система «Стройэксперт». В нее мы стали включать все документы, регулирующие деятельность строительного комплекса.

Надо отметить, что специалисты с энтузиазмом приняли эту новацию и начали активно переходить от работы с бумажными документами к электронным. Оказалось, что работать с достоверными и актуальными электронными копиями документов удобнее. Кроме того, не надо думать об актуализации и пополнении библиотеки НТД предприятия. В наших электронных системах представлены практически все действующие документы в области строительства. Все новые документы сразу поступают в нашу базу данных, содержащую сейчас более 4 миллионов документов, а из нее автоматически попадают в базу данных наших пользователей. Все очень быстро и просто.

В 2003 году после принятия Закона «О техническом регулировании» те проблемы, которые накопились за 90-е годы, обострились еще сильнее. Прежде всего это коснулось строителей, работающих в провинции. Вспомните хотя бы ситуацию со СНиП 11-03-2001. Одно ведомство утверждает, другое отменяет. Кто-то говорит, что как строили по СНиПам, так и будем строить. Другие говорят, что Закон все СНиПы отменяет.

При этом в столицах и крупных региональных центрах проводились хоть какие-то конференции, семинары, «круглые столы», на которых можно было пообщаться с коллегами, обсудить все и понять. А в регионах всего этого не было.

Поэтому в 2005 году мы создали на основе дистрибьюторской сети «Кодекс» новую структуру — Российскую сеть ЦНТД «Техэксперт», основными задачами которой стали: организация масштабных дискуссий по проблемам строительного комплекса и обеспечение всех специалистов на всей территории России необходимой в их работе правовой и нормативно-технической информацией. Каждый год мы проводим общероссийский семинар по самым актуальным вопросам. Дискуссии проходят почти во всех городах, где работают наши центры НТД, а это более 130 городов и свыше 360 центров.

— Теперь, когда вы уже более 10 лет работаете на этом рынке, вы, наверно, можете оценить результаты работы?

— Если говорить о результатах работы Российской сети ЦНТД «Техэксперт», то наилучший результат для нас — это сотни предотвращенных судебных споров, экономия средств наших партнеров, качественно подготовленная проектная документация и количество прекрасных зданий, возведенных с использованием документов из наших баз данных.

В том, что касается реформирования системы технического регулирования, то среди достижений последних двух лет я бы отметил то, что отношение к реформе в целом изменилось от откровенного скепсиса до желания участвовать в дискуссиях и способствовать тому, чтобы утвержденные документы были качественно проработаны. Работы в этом направлении, конечно, еще непочатый край, но хотя бы с мертвой точки сдвинулись.

Надеюсь, что после создания в Санкт-Петербурге такой площадки для плодотворных дискуссий, как Комитет СПбТПП по техническому регулированию и стандартизации, количество специалистов, активно участвующих в обсуждении проектов техрегламентов и национальных стандартов, резко увеличится.

Сергей ЦВЕТКОВ

16 декабря 2008











Интервью
Новости месяца

© Информационное агентство «Новости строительства»
ALL RIGHTS RESERVED
При цитировании информации гиперссылка на ИА «Новости строительства» обязательна.
Для печатных СМИ: воспроизведение материалов журнала «Строительство» без письменного разрешения редакции запрещено.

Адрес редакции: 105318, Москва, Семеновская площадь, д.7, корп. 17. Тел.: (495) 789-91-84/85, 366-39-62/63.
Rambler's Top100
Создание сайта: 7футов